Педагог-организатор – профессия или призвание?
Я не учитель. Я — тот, кто пробуждает вас. © Роберт Фрост Если обратиться к словарю и посмотреть определение понятия «педагог», то мы увидим следующую информацию. Педагог – это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность. Разбирая понятие «организатор» по словарю, мы видим, что это тот, кто организует, основывает, налаживает или упорядочивает что-либо, будь то процесс или деятельность. Совмещая два понятия вместе, мы получаем: педагог-организатор. Давайте попробуем разобраться, что же на самом деле включает себя профессия педагог-организатор, какими компетенциями должен обладать этот сотрудник и вообще профессия ли это, каждый ли может им стать? Ответим на вопросы по порядку. Педагог-организатор должен обладать следующими профессиональными качествами: — коммуникабельность; — умение быстро принимать решения; — организаторские способности; — практицизм; — развитая интуиция; — любовь к детям; — психологическая устойчивость; — жизнерадостность; — знание иностранных языков: — развитый эстетический вкус; — высокий уровень культуры; — активность. Этот список качеств потеряет свою значимость, если у человека нет следующих личностных качеств, таких как: — порядочность; — высокая ответственность и моральная устойчивость; — честность; — способность к сопереживанию; — аккуратность; — организованность; — чувство такта; — сдержанность; — бескорыстие. В чем же заключается работа педагога-организатора и чем он отличается от обычного педагога, ведь педагог ежедневно занимается организацией какого-либо процесса. Деятельность педагога направлена на: · повышение качества, эффективности образования, обучения и воспитания;
Педагог-организатор в образовательных учреждениях отвечает за организацию внеклассной и внешкольной работы. Под его руководством работают детско-юношеские клубы и секции, проводятся досуговые мероприятия для учеников, организовываются технические, художественные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и краеведческие кружки, культпоходы и экскурсии. Такой специалист обычно действует совместно с заместителем директора по воспитательной работе, может входить в административный состав школы или детского сада, участвовать в планировании обучающих и воспитательных процессов. Поддержание культурного, творческого и образовательного уровня подрастающего поколения – это важная задача государства, поэтому к знаниям и образованию специалистов этой направленности предъявляются многочисленные требования. Чтобы делать свою работу качественно, педагог-организатор должен: · знать педагогику и детскую психологию; · отслеживать актуальные педагогические тенденции; · ориентироваться в нормативно-правовых актах сферы образования и быть знакомым с требованиями ФГОС; · уметь применять свои педагогические способности на практике; · владеть методами планирования и организации внеурочной работы; · учитывать возрастные особенности воспитанников; · обладать навыками публичных выступлений, уметь доступно и интересно преподносить информацию; · знать, как работать с информацией и методическими материалами. Получается, что стать педагогом-организатором, при желании, может любой человек, обладающий необходимыми компетенциями и личностными качествами. Все ли так просто, как кажется на первый взгляд? Работа педагога-организатора связана с организацией детского досуга, проведением праздничных мероприятий и раскрашиванию серых будней в яркие эмоции и детские впечатления. Одних компетенций и качеств характера, на мой взгляд, маловато. Эта деятельность, которая предусматривает большие эмоциональные затраты, но зачастую отдача, которую получаешь в процессе, пополняет все затраченные ресурсы. Остался последний нерешенный вопрос, педагог-организатор – это профессия или призвание? Каждый из Вас волен решать для себя, кем стать по профессии. Можно получить качественное образование, наработать опыт, иметь весомый стаж, зарабатывать большие деньги в определенной сфере. Однако, если эта сфера не приносить радости и отдачи, то у Вас есть риск так и не раскрыть свой потенциал, закрыв себе дорогу в деятельности по призванию. В свою очередь, деятельность по призванию может и не приносить никакого дохода, особенно такое случается на первых порах, когда человек только начинает вставать и делать первые шаги на своем пути, по зову внутреннего голоса. Призвание – это то, что заставляет просыпаться по утрам и идти действовать, это внутреннее влечение, которое требует реализации. Если выбранная профессиональная деятельность и призвание совпало, то можно с уверенностью сказать, что Вы счастливый человек. На мой взгляд, педагог-организатор – это профессия, корни которой растут из призвания. Несмотря на различные жизненные ситуации и неурядицы, ты должен вставать и приходить на работу и дарить детям радость и праздник. Когда смотришь на мир через призму радости и оптимизма, то тогда мир становится лучше и добрее. Дети, которые зачастую находятся в непростых жизненных обстоятельствах, исцеляются от твоего позитива и творческие дела непременно лечат от грусти. Улыбаться вопреки всему, вот одна из многих задач педагога-организатора. Ведь как говорил еще «Крошка ЕНОТ» из мультфильма: «От улыбки станет всем светлей».
Лукьяница Н.А. - педагог-организатор «МАУ ЦРН ЕДИНСТВО» г. Хабаровск Фото: из свободных источников интернета |