Таксидермист: путь к мастерству и будни
Как-то, во время очередного визита в Хабаровск, я зашел в краеведческий музей. Он, правда, в тот день не работал, но мне повезло: представилась возможность познакомиться с Игорем Дмитриевичем Чернышевым, владеющим редким даром художника-таксидермиста. Он занимается изготовлением чучел животных. Эта работа предполагает хорошее знание химических формул. Ведь чтобы обеспечить сохранность чучела редкого зверя, надо защитить его от вредных микроорганизмов, моли и прочего. Игорь Дмитриевич Чернышев родился и вырос на Урале. Срочную службу проходил в Германии. Чтобы получить специальность охотоведа, выбрал институт в Иркутске. Защитив диплом, обосновался в Хабаровске, работал в заповедниках. Прошел многими таежными маршрутами, собирая данные о местах обитания птиц и зверей. – С медведями встречался много раз. Но ни разу не убивал, хоть и имел за спиной карабин, – сказал Чернышев. ПРИРОДНОЕ СОВЕРШЕНСТВО Молодой специалист подружился с охотниками, знавшими, как работать с подстреленным коршуном или орлом. У старших коллег Игорь перенимал навыки, необходимые хорошему таксидермисту. Однажды попытался оформить погибшую цаплю, чтобы она выглядела подвижной и радовала своей красотой. Осваивал специальные инструменты, растворы, средства защиты. Понял, что каждый зоологический объект требует образности и для этого надо не только сохранить его форму. Если это птица, перья, когти, клюв должны быть в порядке, а глаза – блестеть и поражать природным совершенством. Добывать зверя для экспозиции лучше зимой, когда шерсть прочная и плотная. Если это лось, то его панты хорошо отшлифованы ветвями деревьев. А какая в это время красота в изюбре!.. Чем мощнее объект, тем больше с ним работы, которой предшествует психологическая настройка. Есть в некоторых музеях чучела, разглядывая которые не увидишь восхитительной порывистости, свойственной обитателям таежных урочищ. Взять тех же медведей. У каждого – особый характер, и если таксидермист не определит его, то чучело не будет смотреться. Необходимы задатки художника-анималиста, знающего жизнь птиц и зверей, изучающего их повадки. В разговоре со мной Чернышев назвал себя начинающим таксидермистом, занимающимся «перетяжкой и настройкой зоологических особей». К тому же из разговора выяснилось, что в отдел природы музея продолжительное время не поступало качественных экспонатов. Не так-то просто добыть в нужное время медведя, кабана, изюбря взамен тех, что в экспозиции со времен Владимира Клавдиевича Арсеньева и основателя музея генерала Гродекова. В СТАЕ СЕКАЧЕЙ Вспоминается повествование охотника из Эльбана Поликарпа Зуева. Как-то он рассказал мне о том, что подобрал в тайге выбившегося из сил кабаненка. Положил в мешок, принес домой. Мысль пришла сама собой: есть же своя корова!.. Напоили сироту парным молоком, тот ожил, стал подрастать. Случайно оказавшийся поблизости офицер из Хабаровска посоветовал отвезти кабанчика в краеведческий музей. Мол, в Эльбане его все равно собаки разорвут, а в музее пригодится. Подумал охотник и махнул в краевой центр. В музее ему за кабанчика даже заплатили. И вот в отделе природы, в стае трех кабанов-секачей, появился уникальный экспонат – полосатый малыш. Секачи как бы охраняли его. Кабанчик нравился всем, особенно детям. Я тоже смотрел на него, бывая в Хабаровске и заходя в музей. Поэтому поинтересовался у Чернышева: «А где малыш?. .» Игорь Дмитриевич понял меня и, глубоко вздохнув, ответил: «Малыша нашего кто-то украл...» Помимо этого, оказывается, жаждущие поживиться чем-то редкостным вырывают из лап медведей когти. Их приходится восстанавливать из пластика. Вот таким неожиданным образом проявляется у нас варварство. РАЗМАХ И КРАСОТЫ В тот нерабочий для музея день Чернышев показал мне целую галерею чучел. Особенно впечатлил белогрудый медведь в дуплище мощного ильма. Он появился в учреждении благодаря Всеволоду Петровичу Сысоеву – краеведу, охотнику, писателю. Игорь Дмитриевич обратил мое внимание на поврежденные лапы медведя. Подвел к уссурийскому тигру с блеклой шерстью и деформированной кожей – это было весеннее приобретение. Однако и в непривлекательном виде экспонат представлял интерес. В голодное время и тиграм живется несладко. В отделе природы краеведческого музея все было организовано и настроено с учетом хода жизни по временам года. Размах и красоты таежных просторов передавали панорамные ландшафты Виталия Петровича Дроздова. Красками и кистью художник подбирал соответствующий фон горному барану, лосю, пернатым. У Чернышева было много работы, которая включала в себя и уход за экспозициями, представляющими драматизм столкновений медведя с тигром, лося с волками... Разговор с Игорем Дмитриевичем продолжался целый час, и впечатлениями от увиденного и услышанного я поделился с вами.
Фото и рисунки автора
Газета «Приамурские ведомости», № 15 (8353) - 2023 г. Хабаровск |