ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ГЕННАДИЯ ПАВЛИШИНА
В книжном магазине ищу альбомы Г.Д. Павлишина. Очень хочется если не купить, то хотя бы полистать. Но найти их в такой чаще книг очень трудно. Наконец нахожу. Сажусь на стул, листаю книгу и забываюсь. Такое ощущение, что ты попал в лес. Павлишин – уникальный художник! Он как амурский тигр… Вот обложка, форзац, фронтиспис, титул… Но не подходят эти слова для книги, нарисованной Павлишиным – она как жар-птица! Удивительна эта книга прежде всего тем, . . . что Павлишин выступает как Волшебник.Нет, это не чудеса. Это разговор о самом главном в жизни. СТО ТЫСЯЧ САМОЦВЕТОВ В РЮКЗАКЕ Шел 1979 год, в Хабаровске стартовал XIV Тихоокеанский научный конгресс, который проходил в только что отстроенном Доме приемов. Сенсаций стало открытие здесь мозаичного панно «Поэма о Приамурье». Эта картина площадью в 12 квадратных метров сделалась визитной карточкой Хабаровского края. Стоял жаркий сентябрь, в мраморном вестибюле, в котором находилась картина, стояла толпа – только и разговоров было, что о ней. В киножурнале «Дальний Восток» это событие – «гвоздь»: Геннадий Павлишин стоит возле своего детища, окруженный со всех сторон журналистами с фотои кинокамерами. Как он был красив в те минуты. А еще красив оттого, что говорил о красоте земной. А глаза искрились и видели все – все во круг себя. Камера перемещается от одной детали к другой. Вот исполинский кедр. Деревья обвиты лианами китайского лимонника с гроздьями красных ягод и черным амурским виноградом. Среди пышных папоротников и зарослей хвоща алеют ягоды «корня жизни» – женьшеня. Тут же огромный бурый медведь. Могучий кабан-секач ринулся в атаку на своего врага… Каким-то чудом он сумел слить воедино жгучую современность и миф… Чтобы найти камни, он весь Дальний Восток облазил. Халцедоны нашел на Зее, офикальциты – на Кульдуре, кальциты – на Хингане, морионы и лазуриты – там же, ониксы и агаты – в Приморье, нефриты – в Якутии. А редкую синюю яшму – на Тайганском хребте. Сколько мазков кистью должен сделать художник, чтобы добиться сходства с прототипом? А теперь представьте, что вместо красок он использовал мельчайшие фрагменты камней. Более 100 тысяч самоцветов! Нет такого оттенка, который не могли бы они передать. Палитра самых невероятных цветов. Но для того, чтобы увидеть настоящий цвет камней, мастер смачивал их водой. Только тогда они являют свой лик. Панно в технике флорентийской мозаики – тончайшая и кропотливая работа. Каторжный труд! В течение дня нужно собрать в среднем 200 камешков... Это примерно четыре квадратных сантиметра. От одного до двух месяцев на одного персонажа. А их сотни… Сегодня эту картину называют симфонией, а ее автора – хабаровским Леонардо. Помогал сотворить ее Геннадию Павлишину Валерий Рюмин – художник-камнерез. РАБОТЯГА-ЗАТВОРНИК Фамилия Павлишин произошла от имени Павел, в честь апостола Павла, того самого, биография которого породила пословицу: «Был Савлом, стал Павлом». Святой был известен своим знаменитым изречением: «Кто не работает, тот не ест!». Павлишин – трудяга, каких поискать. А еще он не любит давать интервью. Художники – народ скрытный: ограждают себя от любопытных, праздных глаз. Несмотря на то, что он известен, мы знаем о нем не так много. Он всегда находится в тени своих героев. В АКВАРЕЛЯХ – МИФЫ И СКАЗКИ А теперь расскажем о самом Художнике. Жизнь и судьба его представляют не менее, а может быть, и более увлекательную историю, чем те, что он запечатлел в своих картинах. Колыбелью своей он считает и Хабаровск, и Владивосток, где он делал первые свои шаги. В детстве любил рисовать – палочкой по песку. Учился во Владивостокском художественном училище. Первой книгой, которую он проиллюстрировал, была нанайская сказка «Мэргэн и его друзья». Из ранних вещей Павлишина я больше всего люблю его работы к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки». Очевидно, именно поэтому тут так много подробностей. Здесь нет границы между реальным и сказочным. Мир этот добрый и круглый. Его картины дают такой простор мыслям и чувствам, столько много видится за образами, что сразу не увидишь. Павлишина не пролистаешь! Наоборот, нет-нет да и вернешься к тому или иному рисунку, пораженный зоркостью его глаза. В КУЗОВЕ ГРУЗОВИКА… Биография его по своему «багажу» огромна. У него никогда не было потребности ездить за жизнью, потому что он сам был активным ее участником. Он путешествовал с геологами, пограничниками, охотниками, рыбаками. В кузове грузовика, а чаще всего пешком. Изучал культуру коренных народов, делал рисунки, эскизы, наброски. Однажды художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание – подготовить книгу о строительстве БАМа. В столице обещали всяческую помощь, командировочные, но 10 лет Павлишин мотался за свой счет от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок книги с рисунками, его подвозили. И многим художник дарил издания с автографом. Можно было увидеть его на трассе за рисунком: строители не позировали ему, а вкалывали. Много лет спустя, когда в свет вышли его альбомы о БАМе, на одной из встреч с бывшими бамовцами ему вручили огромный букет полевых цветов – от тех, кому он подарил вечность. Для него родной край никогда не был отхожим промыслом. Вот потому-то и писал он картины без красивостей. Видно, не в природе дело, а в душе, которая слышит свою «тихую родину». В глазах художника, которому дано увидеть такое, мимо чего люди проходят мимо… 100 с лишним книжек у него за плечами, он везде побывал, все увидел своими глазами. Удивительно, но все идеальные представления о Детском Художнике соединил в себе Геннадий Дмитриевич. Вот уже более полувека с его книгами растут дети. Это он нарисовал героев В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Арсеньева, П. Комарова, В. Сысоева, А. Буйлова, В. Санги… Нарисовал такими, что представить их другими невозможно. Подобрал к ним единственные на свете ключи. Каждый рисунок в книжках – это ключик к текстам. Иллюстрируя их, Павлишин проживал с ними одну сказку за другой, набираясь разных чудесных черт и черточек. А когда вдруг ему приходилось выступать перед детьми, казалось, что за его спиной прячется Серая Шейка, а в его кармане живет Маленький Принц. ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ… У него много наград и званий. Он удостоен звания народного художника РСФСР, лауреат многих международных конкурсов, государственной премии им. Н.К. Крупской, обладатель приза в Братиславе «Золотое яблоко», золотой медали конкурса в Лейпциге. Еще он почетный гражданин Хабаровска и Хабаровского края. Его знают во всем мире, а первая его выставка в Хабаровске прошла только в его 75 лет. Многие его полотна десятилетиями пылятся в мастерской, некоторые ждут встреч со зрителями полвека. Сколько до сих пор неопубликованных творческих работ. Теперь их встретишь разве что в музеях народного творчества Были в старину липовые доски. На некоторых из них вырезали цветы, зверей, рыб, птиц, потом в пекарнях рисунки особым способом «печатали» на сладких фигурных пряниках. И это тоже он! В своих иллюстрациях Павлишин использует русское народное творчество – в заставках, концовках, шрифтах. Оживают узоры шитья, затейливой деревянной резьбы. Но разве она перестала быть чудом? И разве не хочется взглянуть хоть одним глазком на того, кто нарисовал эти чудеса? ОДНОЙ НОГОЙ В ГОРОДЕ, ДРУГОЙ В ЛЕСУ Об этом говорят его картины: все, что окружает нас, – от зеленой травинки, зверей до неба и солнца – все-все есть часть нашей жизни. Его герои – нанайцы, ульчи, удэгейцы, нивхи. В них черты самого автора: на все смотрят чистыми глазами. А если глаза – зеркало души, значит, и душа чистая. Его вклад в сокровищницу национальных культур Приамурья неоценим. Он запечатлел тысячи людей, предметов быта, уникальные обряды, обычаи. В его акварелях – мифы, которые говорят больше слов. Его называют анималистом, он изображает зверей. Но если он анималист, то космического масштаба: и птицы, и рыбы, и звезды, и люди – все входит в этот круг. О САМОМ ПРОСТОМ ПОДРОБНО Даже по одной книжке можно заключить, как много отпущено природой Геннадию Дмитриевичу. Или старинно говоря, создатель щедро метнул в его сторону золотых зерен, а они обернулись самородком. А еще картины, на которых изображены самые обычные вещи: домик с мезонином, пышущая румянцем женщина в снежном пейзаже, которая продает огромных крабов по 50 коп. штука. Весна у него – вся в лужах, как в слезах, в которых сияет луна с детский ноготок… Дальний Восток – первозданно прекрасный, дышит на нас. Павлишин рассказывает о самом простом и земном, что помнится нам, но уже неведомо нашим внукам. СТО С ЛИШНИМ КНИЖЕК И вот в этом – в снятии ореола с облика северянина – есть главное достоинство картин Павлишина. Он как бы приблизил зримо обыденную картину простого труда в обычной для художника обстановке, среди прекрасной природы. ЗА СПИНОЙ – СЕРАЯ ШЕЙКА… Будто сейчас сидит перед ним за столом маленькая старушка из Булавы, похожая на персонажа из сказки. У нее лицо как икона, от нее пахнет лесом, рекой, рыбой, старыми сетями, бликованного! Каждая из его работ может украсить искусство любой европейской страны! Такой вот укорный пример: судьба этого скромного труженика не только в повседневной жизни, но и в искусстве незаметна. И это вроде бы при всеобщем-то к нему внимании?! Вот так: знают книги, но не знают художника! Тоже феномен читательский, тоже загадка. И тем удивительнее, что не только читатели, но и многие, так сказать, собратья по перу мало или совсем не знают творчества Павлишина. Что ж… Как сказал на все времена поэт, «лицом к лицу лица не увидать», и большое, действительно, видится на расстоянии. Иностранцы предлагают выкупить его картины за сотни тысяч долларов. Но Павлишин отказывается. Большая часть его работ до сих пор хранится в семье. Считает, что они должны оставаться в России. ХУДОЖНИК НОМЕР ОДИН Коллеги называют его Художником номер один. Без всякого преувеличения. Из своих 85 с блеском прожитых лет он все отдал творчеству. Кто еще сегодня может отличиться таким долголетием? Работает он медленно, строго, взыскательно. Да что там говорить! «Я жадный до работы», – однажды признался Г.Д. Павлишин. Вот детская книжка с картинками, старенькая уже – тысячу раз мы ее видели и в детстве, и когда своим детям ее читали. Человек – дитя природы, и как дитя родное должен относиться к своей матери – Земле с любовью… А еще человек он верующий. Свои молитвы в камнях (мозаичные иконы) дарит православным храмам. Он готовит к печати целое собрание сочинений, посвященное искусству коренных народов Амура. Своими богатырскими размерами эти альбомы напоминают летописные своды. Для наших потомков они, возможно, встанут рядом с летописями. Драгоценные мгновения жизни аборигенов бережно взяты на кисть и поднесены нашим глазам. И в личной судьбе ему повезло. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. И все же… Во всем его облике сквозит мудрая печаль человека, знающего многому цену. С этой высоты видно далеко окрест. Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ У Льва Толстого есть притча о том, что каждому человеку дается пять разных жизней. Исходя из такой нумерации, считаем, что Геннадий Павлишин живет сейчас свою пятую, самую интересную. Много людей прошло через его жизнь. И почти каждый оставил свой знак. Даже больше: долгие годы дорогие ему люди как бы соприсутствуют – возникают то образом, то добрым словом, то светом, то отсветом прошлого. А чаще всего – благодарностью его памяти за то, что они были. Были, случились, к счастью, в его жизни. Главное испытания для любого творца – испытание временем. Его Павлишин выдержал. Он дарит нам природу в прекраснейших красках. Она жива и свежа. Кажется, только что написана: еще не высохли, не полиняли краски. Значит, она настоящая. Поклонимся же ему низко.
Александр САВЧЕНКО Фото из архива Г.Д. Павлишина и http://www.amf-gallery.ru/
ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 33 (8371) - 2023 г. Хабаровск |