ТАЕЖНЫЕ ГАСТРОЛИ

О том, как проходила культурная жизнь на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, рассказали в Госархиве

В следующем году исполняется 50 лет с начала основного этапа строительства БАМа. Но в нашей статье речь пойдет не об успехах строителей в деле транспортного освоения дальневосточных просторов, а о том, что необходимо человеку в любых климатических и территориальных условиях, – о культуре.

СТРОИЛИ КЛУБЫ И ДК

Со всего Советского Союза мужчины и женщины разного возраста и национальностей съезжались в таежный край на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, покинув свои города с театрами, библиотеками и учебными заведениями. На 10 лет Дальний Восток стал для многих и университетом, и творческим вдохновением. Так называемое культурное обслуживание БАМа преследовало одну цель: сделать все возможное, чтобы строители не чувствовали себя оторванными от «большой земли».

8 июля 1974 г. вышел приказ по управлению культуры Хабаровского крайисполкома №154 «О культурном обслуживании строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», предписывавший профильным отделам Комсомольского и Верхнебуреинского районов, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре разработать годовые планы мероприятий по обслуживанию БАМа. Этот документ стал основополагающим при подготовке конкретных планов проведения культурных мероприятий в полосе строящейся железной дороги.

На всесоюзном уровне действовали планы мероприятий, включающие в себя работу мобильных творческих бригад, способных выступать в любых условиях, групп ведущих мастеров искусства, коллективов центральных и местных театров, творческих вузов, местной самодеятельности, гастроли известных эстрадных исполнителей, представителей творческих союзов и объединений, просмотры фильмов и тележурналов, сопровождавшиеся встречами с ведущими актерами и режиссерами. На БАМ выезжали сотрудники краеведческих и художественных музеев с передвижными выставками. Для культурного досуга строителей в каждом поселке наряду с жилыми домами строили клубы и дома культуры, открывали станционные киноустановки.

Среди строителей было много самодеятельных поэтов и писателей, художников и артистов – талантливых и тонко чувствующих очарование дальневосточной природы, красоту людей, рука об руку прокладывавших в тайге дороги и возводивших новые поселки. Доказательство тому – сборники прозы, поэзии и песен, посвященных БАМу. Собранные там произведения иногда могут рассказать больше, чем официальные документы периода стройки века.

К ИЗЫСКАТЕЛЯМ БАМА

В Государственном архиве Хабаровского края хранятся фонды крайкома КПСС, региональных организаций Союза художников, Союза композиторов и других, содержащие документы, в которых можно почерпнуть информацию о концертах, литературных встречах, выставках и фестивалях, организованных для покорителей тайги. Особое место в воссоздании событий минувших лет занимает периодическая печать.

К примеру, в статье «Концерт для строителей БАМа», опубликованной в газете «Рабочее слово» от 5 октября 1974 г., рассказывается о поездке чегдомынских артистов к строителям станции Ургал-2: «В последнее воскресенье сентября концертная бригада пос. Чегдомын выехала к изыскателям БАМа. В составе бригады работники и участники районного Дома культуры, детской музыкальной школы, Дома культуры «Горняк» – всего 18 человек. Путь неблизкий, более 80 километров, дорога трудная… Концерт проходил под открытым небом. Освещение – звезды и электрический свет от движка, сценой была веранда и ступеньки дома, а залом – площадка между домами…»

А вот пример из статьи «Работники культуры – БАМу» (газета «Рабочее слово» от 26 мая 1979 г.): «В 1978 г. краевая филармония обслужила 220,5 тыс. зрителей, провела 432 концерта. Примерно такие же темпы работы и у других творческих коллективов. Взять хотя бы Комсомольский-на-Амуре городской драмтеатр. 90 спектаклей дано ими в 1978 г. для строителей, из них 40 – бесплатно, обслужено свыше 14 тыс. зрителей. Выезжая на трассу БАМа, работники театра не просто знакомят зрителей со спектаклями, они проводят и шефские концерты, и беседы, и лекции…»

15 и 21 сентября 1976 г. газета «Рабочее слово» опубликовала ноты и слова песен дальневосточных авторов – поэта Е. Головкина и композитора Ю. Владимирова «Наша Алонка» и «Донбасс – Ургал»: «Вспоминаются кодры в кедровой тайге, что недавно для нас стала домом. Мы поем у костра об Амуре-реке с той же нежностью, как о Молдове…» (слова песни «Наша Алонка»). Кодры – так называется вековой дремучий лес в Молдавии. Поселок Алонка строил отряд строительно-монтажного поезда «МолдавБАМстрой». «Только в книгах мы раньше читали про тайгу и про мороз, а на стройке стальной магистрали с ними встретиться пришлось…» – это уже слова песни «Донбасс – Ургал». Новый Ургал строил отряд строительно-монтажного поезда «Укрстрой».

В 1978 г. состоялась премьера кантаты «Здравствуй, БАМ!», созданной Ю. Владимировым и Е. Головкиным.

В 1976 г. в Хабаровском театре музыкальной комедии с успехом шел спектакль «Звездный час», посвященный строителям магистрали.

О НАРОДНЫХ ТЕАТРАХ

Между творческими коллективами театров, филармоний, учебных заведений края и культурно-просветительскими учреждениями поселков БАМа налаживались договорные отношения. В частности, краевой театр драмы заключил соглашение о творческом содружестве с коллективом «Укрстроя» и Дома культуры поселка Чегдомын, что означало не только возможность организации гастролей артистов, но и помощь в создании постановок местных народных театров, в изготовлении декораций и костюмов. Студенты и преподаватели Хабаровского института культуры тоже выезжали в поселки, расположенные вдоль магистрали, с целью оказания шефской помощи.

Встречи с поэтами и писателями также проходили в разных форматах – творческие вечера и мероприятия, которые мы сейчас назвали бы мастер-классами для литературно одаренной молодежи, работавшей на стройке. В газетах писали о частом посещении БАМа дальневосточными писателями В.П. Сысоевым, В.И. Клипелем и В.Н. Александровским.

ТЫСЯЧИ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ

Тема БАМа активно присутствовала в творчестве дальневосточных художников. Они собирали материал для будущих произведений в командировках по бамовским поселкам. Тында, Сулук, Ургал, Чегдомын и другие тогда еще только строящиеся населенные пункты. Тема стройки века давала возможность художникам участвовать в крупных республиканских и всесоюзных выставках, таких как «Молодость страны» (1976), «Слава труду» (1978), «Мы строим БАМ» (1979) и другие. В газете «Рабочее слово» от 26 мая 1979 г. рассказывается о выставке в городе Улан-Удэ. На ней экспонировалось 60 работ художников из Хабаровска и Комсомольска: «Там, где пройдет трасса» Г.С. Зорина, «Сулук. Раннее утро» Н.Е. Баранчук, «Первые километры» В.М. Торгашина и многие другие.

Художник Г.Д. Павлишин создал тысячи графических листов для книга-альбомов «Повстречались магистрали на Амуре», «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «В краю созидания», «Трасса…» Художник настолько ярко и точно передал события той эпохи, что его книжная графика была отмечена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Тема БАМа нашла свое развитие в станковом монументальном и декоративно-прикладном искусстве – от гобеленов и меховых панно до керамических композиций.

Высокий уровень культурного обслуживания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали стал в итоге важным фактором, поддерживающим строителей трассы в их нелегком, но таком нужном для страны труде.

 

Лариса ПРОСОЛОВИЧ, ведущий археограф Госархива края.

Фото Госархива края

 

Газета «Приамурские ведомости», № 46 (8384) - 2023 года

г. Хабаровск